Дядя Паша (matrokreazoth) wrote,
Дядя Паша
matrokreazoth

Categories:

по пути к Мундиалю. Часть I



Первый пост из серии постов про окрестности того места, где будет построен стадион для мундиаля-2018.
Сегодня часть нынешней Хлебной площади и улица А. Толстого (бывшая ул. Казанская (Большая, Обороны) до того места, где раньше была Хлебная площадь.

Вот карта моего маршрута с самыми интересными сооружениями по пути (увы, не все сохранились):


Самара за площадью Революции (в сторону Самарки) считается окраиной исторического центра. На самом деле это район неприглядный. Судьба нескольких кварталов в районе Хлебной площади и вовсе печальна. Собственно, место рождения города, место с интересными зданиями и самыми старыми городскими церквями и соборами было безжалостно осквернено промышленными постройками времён развитого социализма.

Площадь в 1930-е годы:


Путь свой начинаю с Хлебной площади в районе здания хлебной биржи (год постройки 1898).
Здесь конечная автобусов. Один из водителей, бравый кавказский мужчина, попросил непременно сфотографировать его автобус на фоне биржи. Для этого он туда подъехал, включил фары и попозировал:



Само здание биржи сегодня:



И в прошлом веке (фонарей и декора на крыше сегодня нет):



Кстати, здесь начинается великолепная улица Степана Разина:



Хлебная площадь. Царство дачников, бомжей и гопников:



Пожарная часть:



Вообще нынешняя хлебная площадь ранее называлась «Полицейской площадью», а сама Хлебная площадь была дальше, на месте нынешнего завод карбюраторов.
Туда я и направился.





Нынешняя улица Алексея Толстого (её начало):





Есть и такая красота, доходный дом, не иначе:



Надстроенный дом:



Вид на улицу в сторону Самарки:



Задворки:



Я бы за такую мерзкую вывеску обязал бы рекламодателя восстанавливать фасад полностью:



Артефакт былой эпохи поведал нам, что после революции эта улица некоторое время называлась «улица Обороны»:



Это мои любимые Самарские задворки. Во всей красе:



Особняк Аржанова (кон. XIX в.). Отреставрирован замечательно. Там теперь ресторан:



Парадный вход сохранился очень хорошо (а вот окрестности подкачали):



Красивое здание:



По соседству был тоже не абы какой дом. Смотрите на ворота:



Но увы, после революции и сейчас это обычный многоквартирный дом требующий капитального ремонта:



А вот то, что уничтожило этот квартал:



На территории завода оказалось одно из самых красивых зданий Самары. Это бывшая резиденция губернатора (Дом Губернатора «Особняк Субботина-Шихобалова», 1878-1879 гг., арх.де Рошфор, арх.Шретер В.А.):



Сравните:



Сегодня состояние здания плачевное:





А это за зданием, на углу с улицей Кутякова (ранее ул. Духовная):





А вот так, чисто по Самарски, начинается эта улица:



Улица А. Толстога начинается от ул. Кутякова (ранее улица Духовная). Название такое (Духовная) весьма справедливое, ибо здесь находилось аж 2 знаковых собора. Вот за этим забором (справа) они и находились:



Именно там и была Хлебная площадь.
Там находился Казанский собор («Старый собор»). С 1851 года Казанский собор стал называться «Старым».
«Новым» кафедральным собором стал Вознесенский собор:



Вот что про этот собор написано у П. Алабина:

«Каменная церковь эта, находящаяся на такъ называемой хлебной площади, была соборною до 1851 года, но не она первый соборный храмъ Самары. Предание говоритъ, что таковымъ прежде была деревянная Троицкая церковь, какъ полагаютъ, съ приделомъ во имя Николая Чудотворца, стоявшая на той площади, что не застроена и доселе, на крутомъ берегу р. Самары, между домами П. М. Журавлева и хлебными амбарами.
...
Но съ 1744 г., когда воздвигнута Казанская церковь, она уже считалась соборною, имела теплый приделъ во имя Свят. Николая и вначале была обнесена деревянною оградою.

Ныне Казанская церковь обнесена каменною оградою и имеетъ три Престола: первый, въ главномъ олтаре, во имя Казанской иконы Божией Матери,—другой въ северномъ приделе во имя Свят. и Чудотв. Николая и третий, въ южномъ приделе, во имя Сретения Господня.

Общий, наружный видъ главной церкви (кроме колокольни), тотъ же и ныне, что и былъ при ея первоначальномъ сооружении, своей архитектурой напоминая многие другие, современные ея постройке храмы. Но трапеза церковная значительно распространена впоследствии, при чемъ приделъ во имя свят. Николая, въ 1835 году, удлиненъ къ западу. Въ следствие сего колокольня, соединявшаяся доселе съ главною церковью, посредствомъ длинной галлереи, вошла въ составъ церковнаго здания, а самая колокольня до половины разобрана, въ 1856 году и поднята до высоты 18 саж., при чемъ ей дань весьма изящный видъ.
...
Любопытенъ своею безъискусственностью хранящийся въ церкве планъ, на полулисте синей бумаги, составленный Самарскимъ землемеромъ Бурцовымъ въ 1800 году, тогдаже утвержденный городни-чимъ Лукинымъ, на место, предназначенное подъ церковныя постройки.


...

Въ Казанской церкви, несомненно одной изъ старейшихъ въ Самаре, кроме колокола, о которомъ было сказано выше, пожалованнаго городу Царемъ Михаиломъ Федоровичемъ, имеются следующия достопримечательности: 1-е) Евангелие, напечатанное въ Москве, въ 1657 году; 2-е) напрестольный, серебряный вызолоченный крестъ, которымъ преосвященный Феодотий, епископъ Симбирский, благословилъ жителей Самары, прибывъ для ихъ утешения изъ Симбирска немедленно после пожара, истребившаго большую часть города, 13 июня 1850 года; 3) Крестъ большаго размера, деревянный, покрытый медною, посеребренною ризою, съ изображениемъ распятаго Господа — весьма древний, какъ говоритъ предание, принесенный изъ Персии.

Кстати упомянемъ здесь, что когда, въ 1864 году, рыли рвы подъ фундаментъ Сретенскаго придела этой церкви, находили въ земле множество человеческихъ костей— доказательство вероятности существования на этомъ месте кладбища, въ самое первое время заселения Самары.»

Хлебная площадь с колокольни Смоленской церкви.
В центре Казанский собор:


Фотография. ~1890 год.

Хлебная площадь. Спасо-Преображенский собор (слева),
Смоленская церковь (справа) и колокольня Казанского собора (в центре):



Фотография. ~1880 год.

Спасопреображенская церковь и при ней церковь Смоленской Божей Матери были старейшими культовыми сооружениями Самары.

Вот что написано про церковь у П. Алабина:

«Въ описании Самары по вышеупомянутому экономическому камеральному примечанию значится вне Самарской крепости каменная приходская церковь, во имя Преображения Господня съ теплымъ приделомъ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, будто-бы построенная въ 1785 году. Между темъ, судя по описанию изветнаго К. Новоструева (Сам. Епарх. ведомости 1867 стр. 146), основанному на историческихъ документахъ. каменная церковь во имя Преображения Господня построена, въ бывшемъ въ Самаре Спасопреображенскомъ женскомъ монастыре, въ 1685 году, а въ1745 къ этой церкви уже пристроенъ каменный приделъ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Съ упразднениемъ женскаго Монастыря, въ 1764 году, церковь Преображения приписана къ Троицкому собору, а въ 1765 году—обгорела. Но въ последствии церковь эта была возобновлена и около 1772 года вновь сделана приходскою, оставаясь приписанною къ собору.

О древности Преображенской церкви свидетельствуютъ: самый цоколь храма, въ которомъ приметны цельныя каменныя глыбы, какихъ въ позднейшия времена на постройку не употребляли, и наружный видъ храма, сохранившийся почти безъ всякихъ переменъ, со времени своего сооружения.

Перемены въ наружномъ виде храма если и сделаны, то незначительныя. Такъ въ 1850 году, после пожара выстроена вокругъ церкви новая каменная ограда, вместо бывшей деревянной, и внутри храма поставленъ новый иконостасъ. Къ сожалению при этой реставрации не пощажены остававщияся еще отъ монастыря царския двери съ резнымъ изображениемъ Богоявления Господня. Между темъ такого рода предметы должны храниться какъ святыня темъ более драгоценная, что здешний край чрезвычайно беденъ стариной и ея памятники по отдаленности этого края и исключительнымъ условиямъ, въ какихъ онъ всегда находился, могутъ представлять собою замечательныя особенности въ ряду церковныхъ древностей.
...

Снизу эта церковь четыреугольная, потомъ осмигранная, съ таковою же колокольнею на паперти. Церковь вышиною 11 саженъ. Въ ней сохранились две древния иконы: одна Спаса нерукотвореннаго, писанная въ 1688 году, въ Симбирске, иконографомъ Иваномъ Семионовымъ, другая — образъ Смоленской Божией Матери, по преданию, вынесенный изъ Персии. Образъ этотъ чтится чудотворнымъ и во имя его воздвигнутъ, въ 1868 —73 годахъ, у Преображенской церкви особый каменный храмъ, по образцу греческой церкви въ С.-Петербурге.
...

Церковь Смоленской Божией Матери сооружена на добровольныя приношения, преимущественно собранныя церковнымъ попечителемъ купцемъ П. Г. Барановымъ, ныне уже умершимъ.»



Увы, но на месте Казанского собора был построен карбюраторный завод, а Спасо-Преображенская и Смоленская церкви были сненсены для строительства моста через Самарку.

В следующей части будет улица Кутякова, Малярный переулок и стрелка реки Самары.

старинные фотографии: www.bichurov.ru
Tags: 2018, show_me_samara, история, мундиаль, самара, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments